Источники концепций
Источники концепций
Идеи новых продуктов и услуг в изобилии разбросаны среди огромного количества открытых и коммерческих источников информации, их можно найти в головах ваших работников, клиентов, заказчиков, деловых партнеров, конкурентов, в профессиональных сообществах, в социальных сетях, в процессе формальных и неформальных контактов на любых уровнях, в научной, деловой и художественной литературе, в стандартах и технических регламентах, в патентных данных – практически везде.
Следует отдельно указать важную роль результатов процесса анализа трендов в деле генерации идей новых продуктов. Анализ трендов лежит в основе процессов стратегического планирования и его результаты учитываются на этапе генерации идей, в значительной степени определяя направление их поиска.
Используя методы активного поиска и генерации идей новых продуктов, например, таких как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, алгоритмы решения изобретательских задач и других, количество которых исчисляется десятками, можно сформировать огромное количество альтернативных идей новых продуктов.
Но в данном случае много не значит хорошо, наоборот, чем больше идей в вашем распоряжении, тем сложнее выбрать перспективную и превратить её в концепцию, что означает оценить её реализуемость, потребительские свойства, конкурентные преимущества, эксплуатационные характеристики и прочее. Имеется еще один методологический аспект – никогда нет уверенности в том, что не были упущены перспективные возможности.
При формировании концепций новых продуктов и услуг мы используем открытые и коммерческие источники. Важными поставщиками новых идей являются конкуренты, отраслевые данные, ведущие консалтинговые компании, производители, а также предпочтения заказчиков или потребителей. Важное место в ряду наших вдохновителей занимают высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, патентная информация, профессиональные конференции и журналы, стандарты и регламенты.
При создании концепций новых продуктов важнейшим источником данных являются потребители и заказчики. Это утверждение настолько очевидно, что уже не воспринимается критически и требует пояснений для раскрытия потенциальных возможностей в него заложенных.
Для b2b и b2c источники и динамика потребностей потребителей различна. Для b2b сегмента характерна ситуация, когда потребитель не склонен к риску, действует в условиях множества ограничений и поэтому тяготеет к решению типовых задач, которых подавляющее большинство, с помощью хорошо зарекомендовавших себя методов и средств. В этом случае доминируют эволюционные концепции развития существующих продуктов, и производители действуют именно в этой парадигме. Новые продукты и услуги b2b сегмента могут рассматриваться в основном как подход к решению нетиповых задач.
Особенность b2c сегмента состоит в высоком уровне изменчивости и управляемости потребностей и в наличии значительно более широкого набора методов и средств их удовлетворения. На b2c сегменте концепции новых продуктов являются условием выживания бизнеса любого производителя.
Поскольку потребности не являются константами, а подвержены изменениям, которые инициируются различного рода возмущениями во внешней и внутренней среде, постоянно открываются окна возможностей для развития, а концепции новых продуктов позволяют выявить их заранее. Для b2b и b2c сегментов концепции новых продуктов возникают естественным образом, как часть процесса развития всех элементов цепочки создания ценности, направленная на повышение конкурентоспособности и эффективности производителей.
Непрерывный поток возмущений инициирует активность конкурентов, и данные об их активности в разработке новых продуктов являются важным источником развития любой компании. При разработке концепций новых продуктов мы стараемся широко охватить рынок и понять его тенденции на основании анализа отраслевых данных и данных, предоставляемых консалтинговыми компаниями. При разработке заказных концепций новых продуктов мы выполняем полный объем работ по анализу конкурентов конкретного бизнеса.
Среди игроков рынка – производителей, потребителей – с точки зрения новых продуктов и инноваций особое место занимают научно-исследовательские организации и исследовательские подразделения крупных производителей, которые по определению действуют со значительным опережением рынка и во многом формируют будущие потребности. Их активность мы наблюдаем, отслеживая патентную активность, доклады профессиональных конференций, отраслевую литературу и публикации в журналах. Наши концепции новых продуктов в обязательном порядке содержат разделы, в которых представлен анализ научных достижений, которые потенциально могут явиться источником идей новых продуктов.
Недооцененным источником идей продуктов являются стандарты и технические регламенты. Причина такого положения состоит обилие источников этого вида и формальный язык, на котором изложен материал. Отличительная особенность этих источников состоит в том, что с одной стороны, в них сконцентрирована отраслевая экспертиза, указаны проблемные области и специфические требования к продуктам, а с другой – очень часто эти документы являются обязательными для исполнения всеми игроками рынка, что если не гарантирует сбыт соответствующих продуктов, то существенно снижает риски и снижает размерность пространство поиска при разработке концепций новых продуктов.
Собрать данные – полдела, чтобы превратить их в концепцию нового продукта необходимо провести серьезный анализ и обработку по методике, гарантирующей результат и качество. Наш объектно-лингвистический подход к анализу неструктурированных данных гарантирует требуемый результат в форме небольшого количества концепций новых продуктов с высоким рыночным потенциалом.