Наш подход к созданию концепций новых продуктов

 

Типовой процесс создания концепции нового продукта или услуги включает в себя следующие общеизвестные этапы:

  • выявление и анализ возможностей;
  • генерация идей;
  • оценка и отбор идей (скрининг);
  • описание концепции.

Наш подход к разработке концепций является обобщением ряда известных методов креативного мышления и решения изобретательских задач и носит название объектно-семантического подхода.

Мы начинаем со сбора исходных данных о потребностях, актуальных и перспективных проблемах, внешней среде, тенденциях и конкурентах. Затем начинаются отличия от традиционного подхода - на основании этих данных мы формируем критерии полезности, строим формальные модели, обрабатываем их по собственной объектно-семантической методике, генерируя небольшое количество идей новых продуктов и услуг, которые в максимальной степени соответствуют критериям полезности. Данный подход позволяет избежать генерации необозримого количества альтернативных и зачастую бессмысленных вариантов, поскольку на всех этапах ограничивает пространство поиска критериями полезности, и гарантирует получение незначительного количества концепций новых продуктов высокого качества. Попытаемся крупными мазками описать наш объектно-семантический подход, чтобы читатель получил общее представление о нем.

Итак, объектно-семантическая методика носит название «объектная» потому, что мы начинаем с построения объектно-ориентированной модели предметной области, формируя словарь системы, включающий объекты и операции, определяем критерии эффективности и предпочтения действующих лиц, описываем процессы взаимодействия объектов.

Затем начинается "семантическая" часть подхода. Каждый элемент словаря (понятие) описываем с помощью дифференциальных, характеристических, валентных и прагматических признаков, что дает возможность сформировать формальные представления интенсионалов и экстенсионалов понятий, входящих в словарь, к которым можно применять формальные процедуры. Основа создана и все готово для работы.

Формирование идей новых продуктов осуществляется посредством формальных операций над понятиями, к которым относятся операции агрегации, ассоциации, декомпозиции, типизации, обобщения, конкретизации, специализации и индивидуализации, исключения. Избежать проклятия размерности в этой, по сути, оптимизационной задаче позволяет тот факт, что все манипуляции над понятиями проводятся с целью улучшения критериев эффективности и/или повышения степени соответствия предпочтениям действующих лиц. Процессы также подвергаются пересмотру и модернизации с использованием этого подхода.